tani_y (tani_y) wrote,
tani_y
tani_y

Семь чудес света 2

Колосс Родосский

Создается ощущение, что жители Древнего Мира не строили просто так: для удобства и красоты. А строили по поводу. Правда строили очень красиво и величественно. Вот и желание поставить Колосса в Родосе возникла весной 304 года до нашей эры, в тот самый момент, когда корабли Деметрия Полиоркета – сына правителя Передней Азии и Сирия, скрылись за горизонтом.

Колосс Родосский


Полиоркет пытался покорить Родосс, но безуспешно. Не помогли ему и мощные осадные машины, которые он привез с собой. Особые надежды Деметрий возлагал на гелеопалиду – осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами и площадками для десанта. Но не помогло завоевателю чудо инженерной мысли и уходя, он оставил на берегу бесполезную огромную и обитую железом гелеополиду.

Родосцы оказались не только хорошими воинами, но и вполне приличными дельцами. Они сторговались с купцами, которые хотели купить гелеополиду «на металлолом», на очень приличную, по тем временам, сумму – триста талантов.

И когда сделка совершилась, жители, счастливые и от победы, и от удачной сделки, решили установить статую в честь Гелиоса, который считался покровителем Родоса. Легенда гласила, что остров Родос был поднят из пучины моря именно по просьбе бога Гелиоса.

Зодчим горожане назначили Хареса, ученика Лисиппа. Гелиоса решили сделать стоящим на холме. Правая рука исполина была приложена ко лбу (Гелиос внимательно смотрел вдаль), а левая удерживала покрывало. Существует легенда, что Колосс стоял в гавани Родоса и корабли проходили между его ногами. Но это только легенда. Ширина входа в гавань более 400 метров. Колосс, конечно же был колоссом, но не таким колоссальным, чтобы перекрыть собой гавань.

Металлический каркас статуи, высота которой составляла тридцать шесть метров, крепился к трем массивным каменным столбам. Каркас изнутри засыпали камнями и обшивали бронзовыми чеканными листами.

Для сооружения памятника на берегу гавани был возведен искусственный холм. Холм облицевали белым мрамором. Двенадцать лет шло строительство. И все двенадцать лет никто не видел памятника. Дело в том, что как только мастера прикрепляли очередной пояс бронзовых листов, тут же производилась подсыпка грунта для того, чтобы мастерам было удобнее работать. И только через 12 лет насыпь была убрана и все увидели статую.

Величественный сверкающий бог был виден за несколько километров с проходящих мимо Родоса кораблей. Слава Родосского Колосса быстро распространилась по всему античному миру. Но колосс не устоял. Через пятьдесят лет с момента открытия памятника произошло землетрясение и памятник рухнул. Каменные столбы, которые были основой сооружения, не выдержали и сооружение переломилось в районе коленей. Именно с тех пор и пошло выражение: «Колосс на глиняных ногах».

Родосцы пытались поднять своего бога. Сочувствуя их горю благородные соседи предпринимали попытки помочь в подъеме статуи. Даже египетский царь прислал несколько талантов меди и мастеров. Но все попытки были безуспешны. По легенде, аракул запретил поднимать статую.

Так и остался лежать на берегу моря поверженный колосс. Многие века люди ездили посмотреть на статую. Видел ее, уже в первом веке нашей эры, и Плиний Старший. Его поразили гигантские размеры сооружения – лишь немногие люди могли охватить руками большой палец статуи.

Тысячу лет лежал разбитый колосс на берегу моря. И может быть, что лежал бы там и до сегодняшнего дня. Но Родос захватили арабы и наместнику нужны были деньги. И он продал статую купцу. Купец демонтировал сооружение и увез его на переплавку. Говорят, что только бронзой он нагрузил 900 верблюдов. Так не стало удивительного чуда света – даже поверженный Колосс тысячелетие вызывал интерес и восхищение.

Статуя Зевса в Олимпии

Много лет тому назад (почти 3 000 лет) Олимпия была важным религиозным центром Греции. Греки считали Зевса верховным богом и проводили регулярные празднества в его честь. Одним из элементов праздника были спортивные соревнование, которые впоследствии получили название Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры, как известно, состоялись в 776 году до нашей эры.

Статуя Зевса Олимпийского

В середине пятого века до нашей эры жители Олимпии решили построить храм в честь бога Зевса.

Архитектор Либон из Элиды построил один из самых величественных, для того времени, храмов, посвященный богу Зевсу. Храм располагался в Олимпии, был сложен из известняковых блоков и украшен мраморными раскрашенными фронтонами.

Главным же украшением храма была величественная статуя Зевса, созданная Фидием в 430 году до нашей эры. У подножия тринадцатиметровой скульптуры была высечена надпись: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня». Бог восседал на роскошном троне, с обнаженным торсом и головой украшенной венком из ветвей оливкового дерева. В одной руке Зевс держал статуэтку богини победы Ники, а в другой жезл, увенчанный фигуркой орла. Статуя была выполнена из дерева и украшена пластинами из золота и слоновой кости. Трон был щедро разукрашен барельефами из слоновой кости и золотыми скульптурами богов и богинь.

Шесть веков спустя, в 393 году, император Феодосий I запретил Олимпийские игры, как языческий культ. К тому времени, по существующим сведениям, статуя была частично разграблена. В 475 году, по указу императора Феодосия II, статуя Зевса была перевезена в Константинополь и в скором времени погибла во время пожара. До наших дней дожили только описания чуда света и его изображение на монетах.

В VI веке землетрясение разрушило храм и Олимпийский стадион. А затем случилось наводнение и остатки величественного сооружения были погребены под слоем ила.

Александрийский маяк

Последнее из классических чудес, так или иначе связанных с именем Александра Македонского,- Александрийский маяк.

Александрия, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила, на месте Египетского городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи эллинизма, сооруженных по единому плану. В Александрии стоял саркофаг Александра Великого, здесь же находился мусейон — обиталище муз, центр искусств и науки. Так вот и прокладывается этимологическая ниточка от муз к современному слову «музей». Мусейон — сразу и академия наук, и общежитие для ученых, и технический центр, и школа, и величайшая в мире библиотека, в которой было до полумиллиона свитков. Страстный книжник и тщеславный человек, царь Птоломей II страдал оттого, что в библиотеке не было некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Он направил посольство в Афины, чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать. Спесивые Афины потребовали баснословный залог — 15 талантов, почти полтонны серебра. Птоломей принял вызов. Серебро было доставлено в Афины, и пришлось скрепя сердце выполнять договор. Но Птоломей не простил такого недоверия его библиофильским наклонностям и его честному слову. Он оставил залог афинянам, а рукописи — себе.

Александрийский маяк

Гавань Александрии, пожалуй самая деловитая и оживленная во всем мире, была неудобной. Нил несет массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии. В 285 году до нашей эры остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет: Александрия была передовым техническим центром и самым богатым города тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни и достижения мусейонских академиков. Маяк получился в виде трехэтажной башни высотой 120 метров (первый и самый опасный «соперник» египетским пирамидам). В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесенной колоннами башне, вечно горел громадный костер, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью — форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.
На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.

Маяк был настолько великолепен, что Сострат Книдский, страшась забвения, пошел на рискованное нарушение указов Птоломеев. В основании маяка он высек надпись: «Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Надпись он прикрыл слоем штукатурки, на которой было вырезано имя Птоломея Сотера. Сострат не надеялся дожить до того времени, когда осыплется штукатурка, да и не в его интересах было узнать реакцию правителя на этот поступок. Но в будущем…

Надпись Сострата видели римские путешественники. В то время маяк еще функционировал. С падением римской империи он перестал светить, обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго еще стояли стены нижнего этажа, которые разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.



Tags: история
Subscribe

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments